Зачем нужен штатив: 10 уникальных возможностей

Штатив для фотоаппарата. Нужен ли он, будет ли использоваться или это лишняя трата денег? Имеет ли смысл таскать с собой в путешествии еще одну тяжелую и неудобную вещь? Конечно, нужен ли штатив для фотоаппарата или нет, решает каждый конкретный фотограф для каждого конкретного случая. Однако, в отличии от цветных стеклышек на объектив, это настолько универсальная вещь, что стоит серьезно подумать о его покупке. Если вы путешествуете пешком, можно рассмотреть вариант маленького и легкого складного штатива. Если стоит вопрос цены, попробуйте сделать штатив своими руками. Для демонстрации необходимости этого аксессуара, предлагаю посмотреть на 10 примеров фотографий, которые невозможно сделать без штатива

Ночная съемка

Съемка ночью с рук — дело возможное, но получить действительно качественные снимки крайне сложно. Как работает фотоаппарат? Он запечатлевает свет. А если освещение скудное? Здесь несколько вариантов, и все они выглядят не оптимально.

  1. Использовать вспышку. Вспышка, особенно встроенная, это та часть фотоаппарата,которую лучше вообще не трогать начинающему фотографу. Направленная «в лоб», она сделает лица людей плоскими, глубину резкости минимальной, пропорции искаженными. Вспомните хотя бы одно свое удачное фото со вспышкой. Как правило, это большая редкость.
  2. Использовать высокие значения ИСО. Это выход. Но большие цифры ИСО означают появление «зерна» на снимках. В крайне редких случаях может понадобится ИСО больше 800 единиц, этого, как правило, ночью не хватит.
  3. Увеличение выдержки. Самый оптимальный вариант из всех вышеперечисленных. Однако длинная выдержка означает, что при съемке с рук кадр будет безбожно размыт. Ни одна система стабилизации не справится с длительным временем съемки. Здесь на помощь приходит штатив. Установив его на хорошей обзорной точке, можно получить прекрасные городские пейзажи.

Ожидаемое дополнение, но все же. Если снимаете людей, важно, чтобы они оставались совершенно неподвижными. Иначе никакой штатив не спасет ваш кадр.

Штатив для фотоаппарата

 

Съемка на большом фокусном расстоянии.

Или, другими словами,съемка издалека. Довольно незаметны колебания фотоаппарата, если в кадр попадает широкоугольный пейзаж. Тогда размытые детали можно увидеть только, если приблизить фото. А если вся фотография — это, по сути, приближенный и увеличенный фрагмент? Чем более длиннофокусный у вас объектив, тем более очевидна ваша необходимость в штативе. Для чего может понадобится сверхдлинный фокус? Логично предположить,что для съемки чего-то небольшого на большом расстоянии. Типичный пример- фотоохота на животных и птиц в естественной среде обитания. Как минимум, фотографу не приходится все время ожидания держать тяжелый фотоаппарат в руках. За несколько часов в засаде это приведет  к тряске кистей рук и нечеткому фокусу.  Это в идеальном варианте, и при накаченных  руках 🙂 Как правило, штатив для фотоаппарата используют низкий, чтобы лучше замаскировать в природной среде обитания зверей и птиц.  Так же сохраняется подвижность объектива, чтобы быстро переместить его как только появится животное. Современные штативы позволяют поворачивать объектив без сильного ущерба качеству фотографии.

Штатив для фотоаппарата

 

Съемка текущей воды

Наверняка все видели фотографии, когда струи реки или водопада соединяются в белые «нити». Как снимать такой эффект падающей воды? Для этого фотографы используют длинную выдержку,а фотоаппарат предварительно закрепляют на штативе. В съемке текущей воды есть свои секреты. Например, очень легко получить пересвеченный кадр, если фотосъемка происходит в солнечный день. Чтобы избежать этого, следует выставить значение ИСО на минимум, поставить максимально закрытую диафрагму, а если и это не помогло — использовать специальные фильтры, нейтрально-серые или градиентные. Обо всем подробнее в отдельной статье про съемку падающей воды.

походная стиральная машина

Конечно, можно поставить фотоаппарат на камень. Около водопадов практически всегда есть камни. Но не факт, что выбранный вами булыжник сможет обеспечить правильный ракурс и угол съемки. Хотите красивые открыточные  фото водопада? Покупайте, мастерите, изобретайте штатив.

 

 

Съемка звезд

Как фотографировать звездное небо. Вопрос этот настолько обширный, что для общего представления стоит прочесть отдельную статью о съемке звезд. В общих чертах, следует выбрать ракурс, установить фотоаппарат на штатив и выбрать длинную или сверхдлинную выдержку. При съемке с рук в лучшем случае получатся размытые точки на размытом фоне. Найти или смастерить неподвижный объект, который позволит поставить фотоаппарат под нужным углом — очень сложно. Для съемки звезд нужна полная неподвижность. Именно поэтому фотографы  используют спусковой тросик или беспроводную систему спуска. Чтобы не шевелить камеру даже нажатием  на кнопку. Так что однозначно, берем с собой штатив для фотоаппарата, или  ничего хорошего не получится.

Как фотографировать звездное небо

 

Высокоскоростная съемка

Как лопается воздушный шарик. Разрывается от пули арбуз. Собака ловит мячик. Капля воды падает в сосуд. Если нужно запечатлеть момент, длящийся доли секунды, ставьте фотоаппарат на штатив, направляется его точно на место съемки,выставляете серийную съемку и снимайте шедевры. Ладно, без последнего пункта еще можно обойтись. И даже без серийной съемки, если совсем нечего делать. Просто  попытайтесь угадать правильный момент. Но вот без штатива… Без штатива и полной неподвижности фотоаппарата красивый кадр вряд ли получится.

Кстати, даже при соблюдении всех правил кадров придется сделать очень много. Возможно, сотни и сотни практически одинаково хороших снимков для получения одного лучшего.

Штатив для фотоаппарата

 

Высокая глубина резкости при съемке пейзажей

Что такое глубина резкости? Это расстояние вдоль оптическое оси объектива, в пределах которой объекты получаются одинаково резко. То есть, другими словами. Если вы снимаете куст, а деревья за ним получаются размыто, это низкая глубина резкости. Если и куст, и деревья за ним, и даже деревья где-то вдалеке выходят «в фокусе», то есть получаются резко, это высокая глубина резкости. Когда ГРИП нам важен? Прежде всего, при съемке пейзажей. Если вы снимаете с хорошей обзорной точки, в кадр попадает множество объектов, расположенных на разном удалении от фотографа. Делать кадр резким или размытым — выбор каждого конкретного человека в зависимости от ситуации, освещения и личных предпочтений. Однако, как сделать хороший пейзажный кадр?

Глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива, диафрагмы и дистанции фокусировки. В общем случае считается, что для пейзажной съемки диафрагма должна быть максимально закрыта. Это приведет к более четкой прорисовке объектов на среднем и заднем плане. Однако закрытая диафрагма — это меньшее количество света, попадающего на объектив, , соответственно, очень темный кадр. Если мы убираем ИСО на минимум (а при прорисовке большого количества деталей зернистость нам не нужна), то как иначе получить больше света? Увеличить выдержку. Как увеличить время выдержки и не получить смазанный кадр? Поставить фотоаппарат на штатив.

Штатив для фотоаппарата

 

 

Монтаж с несколькими людьми

Почему-то очень популярный вид монтажа. Делается он простым соединением нескольких кадров, снятых из одной точки. Сейчас расскажу.

  1. Ставим фотоаппарат на штатив, выставляем настройки, делаем пробный кадр. Используйте ручной режим, не позволяйте фотоаппарату менять настройки по своему усмотрению, чтобы не получить разные по освещенности и цветопередаче кадры. Фон должен быть абсолютно одинаковым. Поэтому же, если снимаете на улице, старайтесь всю серию кадров сделать максимально быстро. Выполняем пункт столько раз, сколько нужно для получения идеального ракурса и освещения.
  2. Не меняя положение фотоаппарата ставим в кадр человека и делаем снимок
  3. Меняем местонахождение и позу человека, делаем снимок
  4. Повторяем третий пункт столько раз, сколько нужно для выполнения идеи съемки.
  5. Загружаем полученные фотографии в программу Adobe Photoshop, или, по-простому, в фотошоп.
  6. Закрепляем самый нижний кадр. Делаем остальные слои невидимыми для более простой и точной работы.
  7. Берем второй снизу кадр, делаем его видимым и применяем к нему маску
  8. Красим маску в черный цвет. Теперь на экране вновь отображается самый нижний кадр. Второй снизу мы сделали абсолютно прозрачным.
  9. Берем белую кисть и рисуем по маске слоя в том месте, где у нас изображен человек. Он становится видимым. Благодаря тому, что фон у нас полностью совпадает, сложной работы с кистями или какой-то сверхаккуратности не требуется.
  10. Берем следующий снизу слой, делаем видимым и применяем маску
  11. Повторяем пункты 8 — 10 и получаем простой и оригинальный фотомонтаж.

Штатив для фотоаппарата

Достопримечательности без людей

Если есть необходимость сфотографировать людей, значит, может возникнуть необходимость убрать людей из кадра. Это так же делается помощью Штатив для фотоаппарата, самой камеры и специального инструмента Adobe Photoshop. Принцип работы инструмента таков: он убирает все несовпадения между заданными кадрами. Поэтому, например, если человек движется, автоматика уберет человека и заменит его имеющимися на других кадрах частями достопримечательности. Но если кадры между собой не совсем совпадают, принцип работы алгоритма может быть не совсем корректный, и на выходе легко получить некоторую абстрактную картину вместо фотографии. Поэтому, для того, чтобы убрать людей на фотографии, следует сделать так:

  1. Ставим фотоаппарат на штатив. Выбираем параметры съемки, делаем несколько пробных кадров. Крайне важно, чтобы все полученные фотографии были одинаковыми по цветопередачи освещенности, поэтому выставляем жесткие настройки на режиме «М». Если сложно подобрать параметры, воспользуйтесь хитростью: сделайте кадр на автоматическом режиме, посмотрите, какие параметры выбрал ваш фотоаппарат и зафиксируйте их в режиме «М».
  2. Сделайте серию кадров из одной точки. Люди на снимке будут двигаться, достопримечательность останется статичной. Позже, программа Фотошоп уберет все не совпадающие предметы оставив только те контуры, которые будут общими для всей серии съемки. Поэтому, во-первых, проследите, чтобы на кадру не было неподвижных людей (или смиритесь с ними как с частью пейзажа), а во-вторых, уставите фотоаппарат абсолютно неподвижно.  Для этого необходим штатив.
  3. Загружаем снимки в программу Фотошоп
  4. Заходим  раздел «Файл» — «Сценарии» — «Статистика». Или, в англоязычной версии, File->Scripts->Statistics. Попробуйте разные режимы. Как правило, лучшие результаты показывает режим «Среднее» (Median).
  5. Радуемся полученному снимку

 

Рисование светом

Рисование светом — довольно интересное развлечение. Его суть основана на способности фотоаппарата запечатлевать весь падающий на объектив свет.

  1. Выбираем точку съемки без ярко освещенных участков, фонарей, света из окон и так далее.
  2. Устанавливаем фотоаппарат на штатив.
  3. Выбираем достаточно длительную выдержку.
  4. Нажимаем на спусковой крючок и начинаем рисовать или писать что-то с помощью источника света. Как правил, это фонарик, но подойдет что угодно, способное излучать свет. Вплоть до экрана мобильного телефона. За счет низкой освещенности человека и его нахождении «в тени» фонарика, на фотографии он не отобразится. Останется только повисшая в воздухе надпись.
  5. Конечно,гораздо проще рисовать светом вдвоем. Один человек управляет фотоаппаратом, настраивает его, дает команду к началу и окончанию рисования. Второй выступает непосредственным «художником».
  6. Оцениваем полученный кадр. Не так просто с первого раза сделать читаемую надпись. Попробуйте.

Штатив для фотоаппарата

 

Съемка фейерверка

Как фотографировать фейерверк. Для этого надо установить фотоаппарат на штатив и направиться его в сторону запуска фейерверка. Затем выставить настройки: проверить,  чтобы значение ИСО на было больше 800 (чтобы избежать ненужной зернистости на фото), подобрать опытным путем значение диафрагмы и выдержки. Самый простой вариант: перевести фотоаппарат в режим «Т», то есть приоритета выдержки.  Установить выдержку в значение «Bulb», то есть ручную. Так фотограф может контролировать количество поступающего света. Нажимаем на кнопку затвора и держим ее на ней. Пока вы не отпустите кнопку, будет идти кадр, причем в нижнем углу экрана можно увидеть количество секунд и долей секунд. Отпустите кнопку затвора, оцените полученный результат, сделайте выводы — меньше или больше стоит держать выдержку. Значение диафрагмы в таком случае камера подберет автоматически. Как можно убедится, и здесь штатив для фотоаппарата нам пригодился.

Штатив для фотоаппарата

 

В итоге

Какие аксессуары нужны фотографу, и какие нет — каждый человек решает для себя. Скорее всего, если вы только начинаете шаги в фотографии, штатив для фотоаппарата вам не нужен. Как и любые другие приспособления. Для начала надо точно понять, что это «ваше», что вам нравится запечатлевать людей, города, природу, явления. Если вы профессиональный фотограф, то штатив у вас уже есть. А, возможно, и не один. Так что универсальных советов «брать или не брать» быть не может. Одно очевидно. Если использовать штатив для фотоаппарата, возможностей для съемки становится гораздо большое.

2 thoughts on “Зачем нужен штатив: 10 уникальных возможностей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.