Фильтры для объективов: сравнение, различие, назначение

Выбираем фильтр на объектив: общие принципы

Какой фильтр для объектива выбрать? Чем отличается стекло за 500 рублей от аналогичного за 5000 рублей? За что стоит переплачивать, а где можно сэкономить.

Первая характеристика, которую стоит узнать — диаметр объектива, на который планируется разместить светофильтр. Эта информация может быть на самом объективе, коробке от него или крышке. Как правило, маркировка следующая: значок диаметра, цифра и единица измерения («мм»).  Если за технике и в документации к ней найти не удалось,стоит поискать в интернете. Ищите на сайте производителя, или, с большой долей вероятности, характеристики вашего объектива будут на Яндекс.Маркете. Не реклама, но все же. Один из самых быстрых и удобных способов.  Например, для специфичного, но любимого мной объектива Tokina AT-x Pro DX II 11-16 vv F/2.8 необходимы светофильтры с диаметром 77 мм. Как правило, чем шире диаметр, тем дороже светофильтр.

Далее, что нужно понять сразу. Главный минус любого фильтра является его же плюсом.Это влияние на каждый ваш кадр. И, если с положительным влиянием разберемся ниже, то про отрицательное влияние стоит прочитать сразу. Любое дополнительное стекло неизбежно ведет к потере света линзой. Раньше, до появления такой вещи, как просветление, объектив терял до 4-8% света с каждым стеклом! Кроме того, снимки портили различные искажения, аберрации, снижение контрастности. Сегодня в продаже современные фильтры, имеющие один или несколько слоев просветления с одной или обеих сторон.

Фильтр для объектива с одним слоем просветления часто входит в линейку «стандарт». Он уже не крадет столько света и дает меньше артефактов на фото. Как правило, светопропускаемость стандартного фильтра составит 97-99%, что является уже неплохие результатом. Но не идеальным.

В случае, если на стекло нанесены несколько дополнительных слоев для лучшего светопропускания, говорят о мультипросветлении. Гораздо лучше, если эти слои наклеены непосредственно на стеклофильтра и находятся с обеих его сторон. Свотопропускаемость подобного дополнения на объектив составит уже ~ 97%. То есть полезный эффект от фильтра однозначно перекроет вредный.

 

 

Светофильтр какой фирмы стоит покупать

К хорошим фирмам, например, относится:

  1. Hoya. Фильтры трех градаций. Стандарт(Standart) — однослойное просветление с двух сторон. Hoya Multi-Coated (HMC) — мультипросветление с обеих сторон. Super Hoya Multi-Coated (Super HMC)- самая современная технология аж с 6 слоями просветления с каждой стороны. Потеря света составит всего 0,3%, что является однозначно отличным результатом.
  2. B+W
  3. Marumi
  4. Hama
  5. Sigma

И некоторые другие. Разумеется, сюда не записали оригинальные стекла от Canon, Sony или Nikon. Это что-то само собой разумеющеся. Такие фильтры так жехорошо подделываются,плюс вероятность переплатить за бренд очень высока.

Подделка или оригинал?

Статистика сурова — более 50% используемых в нашей стране светофильтров — поддельные. Поэтому, если при всех ваших стараниях снимки получаются так себе, фотоаппарат неправильно ловит фокус, на изображениях много артефактов и бликов — проверьте свои светофильтры.

Каким местам продажи стоит доверять? К сожалению, взять светофильтр в интернет-магазине или переходе только по тому, что там подешевле — это плохой вариант. Конечно, покупка в серьезном сетевом магазине фототехники не гарантирует того, что светофильтр окажется подлинным, но риск нарваться на подделку существенно снижается.

Как проверить свою покупку на качество? Во-первых, все надписи на корпусе должны быть ровными и выполненными одним шрифтом. Буквы или слегка утоплены, или наоборот, выпуклые. Никаких небрежных букв, нанесенных обычной краской! Светофильтр должен производить впечатление качественной, крепкой вещи. Стекло механически зафиксировано к корпусу, а не вклеено в него. Если приглядеться, вы можете увидеть внутреннюю резьбу для возможной замены стекла. Корпус у хорошего фильтра, как правило, делается из алюминия или латуни. И тот, и другой металл имеют свои плюсы и минусы, но общее у них одно: это металл. Ни в коем случае не пластик.

Посмотрите сквозь стекло. Изображение никак не должно измениться  (конечно, если мы не говорим о цветных фильтрах. Все советы стоит адаптировать к каждой конкретной покупке).

Посмотрите на небольшой предмет. Например, авторучку. Поднесите к авторучке фильтр и внимательно отследите, не стала ли она под светофильтром шире или уже. Обязательно повращайте будущуюпокупку и проследите эффект со всех сторон. Фильтр может давать искривление только по одной оси.

 

 

Поляризационный фильтр

Это тот самый фильтр, действие которого нельзя воспроизвести никакой последующей обработкой. Поляризационный фильтр должен быть в арсенале любого пейзажного фотографа. Что он делает? Отфильтровывает часть солнечных лучей, тех, которые падают на линзу объектива под определенным углом. Этот светофильтр способен убрать блики с поверхности воды и сфотографировать дно. Он делает изображение более контрастным и цветным, небо — более темным и синим.

Как грамотно использовать поляризационный светофильтр? Лучшего эффекта можно добиться, когда линия зрения фотоаппарата перпендикулярна солнечному свету. Как объяснить проще? Направьте указательный палец на солнце, отставив большой палец в сторону под 90 градусов. Направление, в котором сейчас указывает большой палец и будет наилучшим для использования эффекта поляризатора. И наоборот, повернув фильтр на 90 градусов в любую сторону, эффект будет сведен на ноль.

Проблемы с при использовании поляризационного фильтра начинаются, когда он помещен на широкоугольный объектив. как раз потому, что эффект поляризации сильно зависит от угла съемки. Велика вероятность получить кадр, на котором одна половина неба будет темной, а другая — хорошо освещенной. Или получить темную полосу посередине кадра. Как минимизировать этот эффект? Выразить его в форме градиента, когда плавный переход цветов будет выглядеть естественно.

С имспользованием поляризационного светофильтра возрастает насыщенность кадры. Физика процесса такова: прямой отраженный свет отфильтровывается,и на кадре станосится больше отраженного света. Первый логичный вывод: насыщенность возрастет не одинаково. Предметы, лучше отражающие рассеянный свет, станут более цветными. Второй логичный вывод: в солнечную погоду эффект от использования полярика будет заметнее, чем в пасмурную.

Наконец, добираемся до главной функции любого поляризационного фильтра: способности убирать блики и отражения с поверхности воды и прозрачных поверхностей. Хороший пример можно найти в рекламной фотографии фирмы Hoya:

Когда поляризационный фильтр не полезен? Если фотография предполагает игру контраста, которая убивается использованием дополнительного стекла. Если отражение на водной глади интереснее, чем то, что скрыто под ним. Обязательно делайте несколько кадров, если сомневаетесь. Проверяйте, как будет выглядеть фотография, если снять ее без использования фильтра. Помните, что эффект от применения поляризационного стекла нельзя ни исправить, ни отменить никакими графическими редакторами.

 

Защитный фильтр для объектива

Очевидная функция защитного фильтра — защищать стекло объектива от царапин, грязи и воды. Если есть необходимость в защите объектива (а, как правило,любой владелец техники хочет ее защитить), то самый простой способ -это бленда от косвенных ударов и защитный фильтр- от прямых. Однако, накручивать на объектив множество стеклышек крайне не рационально, от этого ухудшается качество фотографий. Какие образом? при установке одного дополнительного стекла объектив  теряет примерно 0,5-1% света. Поэтому все чаще вместо защитного стекла пользователи рассматривают UF или Skylight варианты.

Защитный фильтр так же называют Clear-фильтр или P-фильтр. Его главное отличие от других фильтров: отсутствие дополнительных функций и какого-либо влияния на получаемый снимок. Рассмотрите вариант водозащитного (WPC) фильтра

 

Ультрафиолетовый фильтр для объектива

Прекрасная замена простому Clear-фильтру. И объектив защитит,и дополнительные функции выполнит. А функция у него ясная из названия: снижать воздействие ультрафиолетовой части спектра. Особенно ощутимой будет работа фильтра с горах, при съемке местности с высоты или иных подобных условиях с чистым воздухом и хорошим обзором. Тогда на цвета дальнего плана  будет влиять ультрафиолет, делая их более голубыми. Отдельным видом UF-фильтра является Skylight, стекло которого сделано слегка розовым. Он добавляет теплых красок на снимок.

Некоторые UF-фильтры выполняют функцию защиты от воды, например, Marumi Water Proof Coat UV.

Нужен ли вам фильтр, защищающий от ультрафиолета, или даже дополнительно изменяющий теплоту снимка? Вопрос спорный и решается каждым фотографом самостоятельно. Можно ли убрать голубую дымку при последующей обработке фотографии? Да, можно. Воспользуйтесь инструментом  градиента для обработки только части изображения.

В большинстве случаев, никакой разницы на снимках от использования Uf-фильтра не будет заметно. Но защиту вашего объектива от внешнего воздействия он обеспечит. И это полезная функция.

 

Нейтрально-серый светофильтр

Главное назначение нейтрально-серого светофильтра — уменьшить количество света, который проходит через объектив. Для чего это нужно? Для тех случаев, когда неизбежна засветка кадра. Например, вы хотите снять сглаженное движение воды в водопаде, для чего, как  известно, надо установить довольно высокую выдержку. В солнечный день никакие другие настройки не спасут вас от получения белой фотографии. А нейтрально-серый — спасет, поглотив часть ненужного света и обеспечив выполнение всех задумок фотографа. Так же популярно применение нейтрально-серого фильтра со вспышкой, когда фотограф по тем или иным причинам хочет включить в кадр дополнительный источник света и одновременно уменьшить глубину резкости. Использование большой выдержки в условиях хорошей освещенности помогает размыть или исключить из кадра любые движущиеся предметы, такое как люди и машины.

Фильтры для объектива

Нейтрально-серые светофильтры различаются тем, на сколько ступеней они способны снизить освещенность сцены. Различают шесть ступеней подавления освещенности, от f1  (самый светлый) до f6 (самый темный).

 

 

Градиентный фильтр для объектива

Градиент — это плавный переход света, от полностью прозрачного, до затемненного. Чаще всего, переход производится к нейтрально-серому, однако существуют и цветные градиентные светофильтры. Когда это может быть необходимо? Для снижения общего контраста сцены. Например, у вас на снимке очень светлое, яркое небо и здание, находящееся в тени. Тут два варианта: или сфотографировать здание и потерять небо (оно выйдет белым), или сфотографировать небо и потерять дом (он выйдет черным). Можно ли подобный дефект снимка исправить с помощью графических редакторов? Не всегда и не легко. Если цвета на фото светлые, но не белые, можно добиться сильного снижения освещенности, правда, часто в ущерб качеству. Однако, если цвет именно белый… то никакой Лайтрум не спасет этот снимок. Так что градиентный фильтр — штука, однозначно, полезная.

Чем различаются градиентные фильтры? Цветом, плавностью перехода и степенью затемнения.

Цвет: нейтрально-серый или (реже) цветной. Пример цветного градиентного фильтра:

Градиентный фильтр

Плавность перехода: мягкая или жесткая грань. Выбирается исходя из того, насколько резко изменяется общая освещенность сцены. Работа с фильтром, обладающим жестким переходом, сложнее, так как больше вероятность получить нереалистичную границу света и тени. Мягкий GND может  привести к излишнему затемнению или осветлению области, расположенной в непосредственной близости от границы перехода освещенности.

Геометрия: линейные или круговые. Наиболее распространены линейные фильтры, позволяющие затемнить одну половину кадры. Но существуют также икруговые, когда затемненная часть распологается в центре. Использование подобного фильтра на объектив позволяет бороться с виньетированием.

Степень затемнения.  Те же обозначения, что и с случае с нейтрально-серым фмльтром. Однако

Удобнее всего в обращении циркуляционные (поворотные) модели, когда градиент можно наклонить в сторону. Это пригодится, к примеру, при кадре с сильной смысловой диагональю. Чем опасны градиенты? При неправильном использовании есть риск получить четкий переход там, где это не нужно. То есть, предположим, половина неба  на вашем кадре окажется темной, а половина — светлой.

Другое название градиентного светофильтра — сплит-фильтр.

 

… продолжение следует.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.